Н.В. Гоголь "Мертвые души": история создания поэмы
(Далькевич М. М. Чичиков у Ноздрева. Иллюстрация к поэме Н. Гоголя «Мертвые души». 1901 г.)
После создания комедии «Ревизор», оказавшейся очень успешной и сыгравшей роль настоящего кнута, ударившего по порокам российского общества, Николай Васильевич Гоголь говорит, что создание пьесы побудило его к написанию еще более сатирического, серьезного, обличающего произведения, в котором «хоть бы одним боком» нужно выписать Россию, как живую.
«Мёртвые души» - это формально роман, но автор предпочитает называть произведение поэмой, ведь повествование в книге посвящено самому дорогому для писателя – русским людям и русскому характеру, и с подлинным лиризмом, поэтичностью, остротой и ясностью поэма рисует нам полную жизнь русского народа. Жизнь, которой живут все вокруг – смешные, мелочные, порочные, подлые, святые, добрые, глупые и хитрые люди, составляющие весь русский народ.
История создания
(Моллер Ф.А. Портрет Н.В.Гоголя. Начало 1840-х)
История «Мёртвых душ» прецедентна – у книги есть немало отсылок к реальным событиям. Дело в том, что подобным Чичикову образом «мошенничали» многие помещики, и на то были основания. Вот какие: каждый помещик обязан был платить налог за своих крестьян (подсчет в бумагах велся не в «человеках», не в «головах», не в «гражданах», а именно в «душах».
Ревизия в стране (перепись населения) происходила раз в несколько лет. За несколько лет в любом поместье накапливалось сколько-нибудь умерших крепостных крестьян, но по бумагам они еще оставались живыми, и помещику за них полагалось платить налог государству. Подсчитав, что гораздо дешевле «сбывать» таких крестьян перекупщику, многие помещики продавали своих крепостных задним числом, уже после их смерти. Перекупщик «копил» души, а затем мог оформить под их залог кредит у государства или же мог купить крестьян с последующим переселением – «поселить» все купленные души в одно село и еще раз продать их всем селом. Такие случаи были нередки и, конечно, обсуждались помещиками в салонах как в качестве шутки, так и в качестве раскрытого мошенничества.
Источниками поэмы «Мёртвые души» могут служить сразу несколько подобных историй:
- Во время ссылки в Кишиневе Александр Пушкин услышал интересную историю: в одном городке на Днестре перестали умирать крестьяне. В течение нескольких лет население городка не убывало. Как оказалось, имена умерших крепостных записывали и давались беглым крестьянам, которые бежали от жестокого обращения в этот город в поисках работы. Так как паспортов у крестьян не было, они могли просто получить новое имя у нового помещика и «записаться» к нему в крепостные, и полиция никак не смогла бы доказать факт подлога. Эту историю Николаю Гоголю Пушкин рассказал в 1831 году.
- Тот же Александр Пушкин в салонных беседах упоминал похожие истории с дельцами, скупавшими мёртвых крестьян с целью незаконного обогащения.
Можно сказать, что постепенно Александр Пушкин подтолкнул Николая Гоголя к написанию романа именно с этим сюжетом, и Гоголь очень ценил творческий вклад и подаренную идею. Когда в 1837 году, уже работая над романом, Гоголь узнает о гибели Пушкина, он считает своим долго завершить роман, ведь первые главы были прочитаны и отшлифованы именно наедине с Пушкиным.
Этапы работы
(Почтовая марка, Россия, 2009 год)
- 1835 год – начало работы над поэмой в Петербурге. Дата известна благодаря личной переписке писателя от октября этого года. В письме к Пушкину он отмечает, что начал работать на обсуждаемым сюжетом и работа, как он ожидает, выйдет долгой и кропотливой.
- 1836 – 1839 годы – разработка чернового варианта за границей – во Франции, Швейцарии и Италии. Плодотворный этап: в письмах Гоголь отмечает, что полностью переделал все, что до этого написал в Петербурге, и пишет в среднем по три страницы по утрам, до завтрака. Приходит осознание, что произведение нужно назвать «поэмой», так как это будет «огромный сюжет и разнообразнейшая куча, в которой явится вся Русь». К концу 1839 года в Риме полностью готов черновой вариант произведения.
- С 1840 года – этап отделки, публичные чтения глав. Гоголь трудится над финальным вариантом поэмы в доме Аксаковых в Москве и летом этого же года за границей, в Италии.
- Осень 1841 года – подача рукописи готового варианта на чтение московским цензорам. Поэму возвращают и запрещают после выборочного чтения, рекомендовав переделку. Позднее полностью запрещают эпизод с капитаном Копейкиным, меняют название и несколько других эпизодов.
Публикация произведения
(Заглавный лист первого издания романа Н. В. Гоголя ""Похождения Чичикова, или мертвые души." Поэма Н. Гоголя. М., 1842 год)
1842 год, 21 мая – повесть опубликована после полной переделки фрагмента с «Повестью о капитане Копейкине» и смены названия на «Похождения Чичикова, или Мёртвые души, поэма Н. Гоголя».
Официальная критика в основном восприняла творение Гоголя с воодушевлением.
В. Белинский, отметив походя недостаточную силу гоголевского языка, назвал поэму бессмертным произведением, стоящим выше всего в русской литературе, произведением, где совместились все национальные мотивы и высокие художественные идеалы и открылась истина.
По мнению Герцена, «Мёртвые души» стали удивительной книгой, а реалистичность поэмы пугает, как «резкий крик ужаса и стыда», которые Гоголь, по-видимому, испытывает по отношению к России.
Критик Шевырев подчеркнул, что Гоголю удалось создать высокохудожественное и полезное произведение высочайшего уровня.
(Н.В.Гоголь. Мертвые души. Издание А.Ф.Маркса 1901 год)
Воодушевленный Гоголь, предположительно, еще в 1840 году начал второй том произведения. Однако работа шла очень медленно, сказывалось нервное истощение и фанатичные попытки довести роман до совершенства. Впервые рукопись попала в огонь в 1845 году, но работа не прекратилась, так что в 1849 году Гоголь еще читал главы из второго тома на суд критики своих коллег-писателей.
В феврале 1852 года, за 9 дней до смерти, писатель сжёг новый вариант книги.
В 1855 году племянник Гоголя Н. Трушковский выпускает несколько глав второго тома, которые уцелели по счастливой случайности (это были черновики, которые нашли в результате разбора личного архива писателя). В целом написание романа заняло 17 лет.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.